В последнее время регулярно кто-нибудь рядом вдруг возьмет да захочет носить тюрбан. И ждет, чтобы я похвалила.
А я в ответ похвалить не могу, невнятно мычу, что, судя по всему, принимается за одобрение. Но вообще-то, у меня есть мнение и на этот раз однозначное. Пропал. То есть своя ниша у тюрбана есть, но она очень узкая и очень специфичная.
И разобраться не получится без истории. Букв будет много.
Сначала определимся в терминологии: тюрбан это кусок ткани, обмотанный вокруг головы. Ну, или имитация этого всего.
Тюрбан к нам пришел с Востока, где его в основном носят мужчины. Плюс его часто носят представители разных религиозных конфессий.
Первое широкое распространение тюрбана среди европейского населения было отмечено в конце 18 века. Хотя на портрете «Девушки с жемчужной сережкой» тоже тюрбан и датируется картина 1665 годом.
В 20-м веке тюрбан ввел в моду Поль Пуаре, не без влияния Ballets Russes, и с 10-х годов тюрбан неуклонно становится все более модным, чему значительно способствовало повсеместное увлечение Востоком и Северной Африкой.
Вся эта экзотика тюрбана, за которой вдобавок маячила тень загадочной Мата Хари, не могла пройти мимо актрис, светских львиц и богемы. В 30-е годы тюрбан все еще остается популярным аксессуаром с экзотической историей, его носит не кто-нибудь, а Грета Гарбо в фильме «The Painted Veil» 34 года. Хотя изменилась манера ношения — в 10-е и 20-е его носили, надвигая низко на лоб, а в 30-е тюрбан носят высоко и лоб остается открытым. Кроме того, он уже не наматывается на голову, а чаще всего сразу надевается в готовом виде.
Насчет 40-х годов показания расходятся — с одной стороны, и это понятно, тотальная экономия и урезание ресурсов не позволяли использовать так много ткани. С другой стороны, намотать на голову платок куда как проще и дешевле, чем обзаводиться специальной шляпкой.
Кроме того, во время войны многие женщины работали на фабриках и заводах, и так завязанные платки позволяли убрать волосы и остаться красивой и нарядной. Неожиданно тюрбаны смогли вписаться в общую концепцию utility clothing. так что даже министерство информации Великобритании предприняло попытки распространения тюрбанов как роскоши, доступной и в военное время.
В 50-е годы популярность тюрбанам вернул Голливуд, их носили Марлен Дитрих, Глория Свенсон и др. Кроме того, неожиданный и новый оттенок придала тюрбану известная исполнительница Кармен Миранда.
Ее тюрбан, украшенный фруктами и цветами, очень точно передавал латиноамериканскую сущность, так что теперь тюрбан стал не только гламурным и загадочным, но еще и игривым и задорным, и означал этническую принадлежность, что, способствовало его популярности среди самых разных слоев населения.
В 60-е тюрбан все еще был с нами, и к этому времени он стал маленьким и аккуратненьким и похожим на шляпку.
В конце 60-х и в 70-х тюрбан опять стал популярен на волне интереса к Востоку, к этнике, к богеме и всяческой экзотике. Плюс семидесятые интенсивно заигрывали с 20-ми, что очень удачно совпало с новой волной увлечения Востоком. Тюрбаны стали больше похожи на повязки на голову. Плюс волна музыки в 60-е и 70-е вывела на сцену множество исполнителей африканского происхождения, борющихся за свои права, для которых тюрбаны были демонстрацией своих корней.
И тут вдруг история популярности тюрбана практически заканчивается, в 80-х тюрбанов было уже немного. Всплески интереса к тюрбану, конечно, случаются, но, давайте признаемся честно, модным журналам тоже надо о чем-то писать, поэтому статьи на тему «скинни умерли, да здравствуют клеши» и через полгода наоборот, будут всегда. Так и с тюрбанами.
В общем, история тюрбана в европейской одежде полна экзотики, роскоши и гламура. И этот шлейф сложно вписывается в повседневную жизнь, и очевидную тенденцию моды к упрощению. А тюрбан выглядит претензией на экзотику и роскошь, и естественным образом вписать его в современную жизнь и повседневную одежду очень сложно. Помимо того, он очевидно старомоден.
Хорошо бы разобраться, откуда в современной голове появляется идея носить тюрбан, но думается, это либо журналы 70-х, виденные в детстве, или фотографии актрис. Надевая тюрбан, мы наденем на себя всю эту историю, хотя это и не очевидно для большинства. Если удастся выглядеть в нем свободно, небрежно, естественно, или если будет очевидно, что ваш тюрбан — это юмор, то это просто замечательно, это заслуживает аплодисментов. Такое чаще удается с повязкой для головы, но все равно хорошо получается очень редко. Результат, как правило, выглядит или претенциозным или несколько хозяйственным.
Хотя, конечно же, на фотографиях тюрбан выглядит безумно красиво. Могу сознаться, мне и самой нравится, как величественно я выгляжу в парикмахерской, когда сижу с обернутой полотенцем головой. Только слышу неважно.
И я хочу предложить вам поиграть в ассоциации, как мы делаем в нашей школе. С чем у вас ассоциируется тюрбан? Правильных ответов тут нет, они все правильные. Но чем чаще возникает одна и та же ассоциация, тем более общей она является, и вероятность того, что именно такое впечатление производит человек в тюрбане очень высока.
Автор статьи стилист — Мария Жукова
СТЕЛЛА РЕКОМЕНДУЕТ
Для того чтобы создать свой неповторимый стиль, предлагаем вам курс «ИНТЕРАКТИВНЫЙ САМОУЧИТЕЛЬ ПО СТИЛЮ» . Новый формат обучения стилю, специально для тех, кто не знает с чего начать.