Наверное, никому из тех, кто хоть раз пытался найти информацию о моде и стиле, не нужно объяснять, что такое цветотипы? Информация по ним есть на любом русскоязычном сайте, форуме, или блоге, посвященному вопросам красоты. Определение цветотипа – самая часто встречающаяся услуга стилистов, а в интернет-пространствах не утихают бесчисленные споры:
— Вы «весна»!
— «Осень»!
— «Зима», точно вам говорю, у меня такие же крапинки на радужке глаз, а я – «зима»!
— Да нет же, теплое «лето»!
Я сегодня расскажу о тех противоречиях и неточностях, которые есть в теории, и которые не дают мне стать ее приверженцем, но сначала сделаю лирическое отступление. Почему-то, как только кто-то начинает опровергать цветотипы, принято сразу возражать как-нибудь так: «Цвета влияют друг на друга, это доказанный факт!». Поэтому сразу оговорюсь, что я ничего не имею ни против физики, ни против теории цвета, ни против того, что цвета действительно взаимодействуют друг с другом и влияют друг на друга. А вот против чего я выступаю – так это против утверждения, что всех людей можно разделить на 4 (8, 16, 32, 64) группы, которым подходят только определенные цвета и оттенки, и больше – ни-ни. А еще я против заявления, что цветотипы облегчают поиск нарядов и вообще жизнь. И не верю в то, что цвет может быть главным определяющим фактором при выборе одежды. И уж тем более в то, что цвет – это то, с чего стоит начинать работу над стилем.
Теория цветотипов подразумевает, что кто-то за нас уже решил, что такое «идет», а что такое «не идет». Она говорит: «Зимам» нельзя носить серый, потому что он им не идет». «Летам» нельзя носить красный, потому что тоже не идет». Но как было определено, что на самом деле кому идет, а что – нет – для меня загадка. Да и вообще, а как же личный вкус? Разве можно однозначно заявить, что Николь Кидман в одном наряде хуже, а в другом – лучше? Есть ли объективные критерии, не личные предпочтения каждого отдельного наблюдателя?
Цветотипы исказили информацию, предоставленную теорией цвета, которая далека от таких скороспелых выводов. Она сообщает: противоположные цвета усиливают друг друга. Черный сделает бледное лицо еще бледнее. Зеленый усилит красноту, если она есть на лице. Как поступить с этой информацией – мы вольны решать сами. А вдруг нам нравится вид собственной белоснежной кожи и носим черное специально, чтобы ее подчеркнуть?
Я уже писала в статье о типах фигуры, что не люблю теорий, предлагающих набор готовых решений без объяснений. Что такое теория цветотипов по сути своей? Некоторое количество паттернов для действий: вы покупаете красный, вы – черный, вы – голубой. Почему так? Объяснений нет. Так лучше, и все. В отличие от теории цвета, которая и рождена-то была для того, чтобы дать объяснения, как и почему цвета в близком соседстве меняют свой цвет.
Есть несколько забавных моментов, в которых теория цветотипов опровергает самое себя. Знаете, как? Она утверждает, что цвет – это важно, очень важно и можно все испортить неправильным цветом. Но она совершенно не учитывает окружение. А ведь на нас оказывают влияние не только те цвета, в которых мы одеты, но и вообще любые. Обивка дивана, на котором мы сидим. Цвет обоев в комнате. Свет лампы накаливания – желтый. Или голубоватый. Или дневной свет. А что творят абажуры и прочие плафоны – и вообразить страшно!
Шутки-шутками, а ведь я в самом деле встречала рекомендации, данные на полном серьезе: одеваясь, учитывайте обстановку того места, куда идете, иначе тщательно продуманные цвета не спасут… ой.
Большинство источников по теории цветотипов утверждают, что он не меняется. С каким родились, с таким и предстоит жить. Я ничего не могу сказать по поводу цветотипа, но совершенно уверена, что краска для волос не только делает светлее или темнее, но и меняет степень контрастности. То же самое делает и макияж, и даже оправа очков. Да что там далеко ходить — разве ярко-рыжие волосы, собранные в гладкий хвост или обрамляющие лицо пышной гривой, не влияют на цвет кожи? И неужели все эти факторы менее важны, чем преступно черный воротничок у лица? Теория цветотипов игнорирует все эти нюансы. Не потому ли, что просто не в состоянии их учесть и дать на все набор готовых рецептов действий? Странная выходит теория – выборочная. Получается, что в состоянии покоя (в идеальных условиях, при дневном свете в белой комнате и с убранными от лица волосами) цветотип определить можно. В динамике, то есть в реальной жизни – уже нет.
Весьма меня смущает и тот факт, что ни одна из тех, кто в силу профессии обязаны знать все, что представит ее внешность в наилучшем свете, не следует теории. Ну как же так?
Они не знают о цветотипах!
Да, я знаю, мне обязательно возразят, что вокруг Шарлиз крутится целая плеяда визажистов, которые ей нарисуют лицо… но у меня тогда сразу два встречных вопроса: во-первых, почему же она и в обычной жизни им не следует, когда в магазин ходит в «невнятных черных пиджачках» (с) а во-вторых, значит, все-таки макияжем можно все исправить? Может быть, тогда хотя бы часть сил, брошенных на определение цветотипа и поиски «своих» цветов, направить на изучение правил нанесения макияжа? И снова, и снова мы упираемся в то, что в этом случае придется все же не готовые образцы использовать, а определять цели и учиться их добиваться.
Но что там звезды, в конце-концов, они сами не думают, их стилисты одевают. А вот дизайнеры… ой, нет. Ни именитые дизайнеры, ни авторитетные редакторы модных изданий, ни знаменитые художники по костюмам – никто никогда не упоминает о цветотипах. Неужели они, посвятившие вопросам моды и стиля, годы и десятилетия своей жизни, не додумались до сих пор до такого простого секрета? Не верю.
Хотя, я знаю (видите, я готовилась!), мне и тут возразят: «это же бизнес, а что вы хотели. Если черное будут покупать только «зимы», то продажи ведь упадут!». А я уверена, что если бы цветотипы действительно работали, из этого получилась бы самая роскошная бизнес-модель из всех. Легче всего продавать именно то, что дает моментальный и явный эффект. Представляете, как было бы удобно, если бы можно было посчитать, какой цветотип наиболее распространен в стране, и поставлять, скажем, в Россию, 60% «летних» цветов, 20% «весенних» и по 10 – «зимы» и «осени». Рай для маркетологов! Но нет, странные дизайнеры и прочие бизнесмены от моды упорно продолжают навязывать нам неидущие цвета (наверняка по вредности душевной и от своей коммерческой недальновидности).
Это тоже весьма животрепещущий вопрос. Что делать с темнокожими? А как же китайцы? И в Латинскую Америку, получается, нужно завозить платья из одной палитры? Ну как же так? Я встречала попытки объяснить – и тем, что цветотипы – это только для европеоидов, и что все азиаты относятся к осени, и много еще чего. Но, если откровенно, это все совсем неубедительно. Если теорию нельзя применить ко всем, то это уже не теория. С другой стороны, опять же, несознательные латиноамериканцы носят одежду всех тонов радуги – и можно ли сказать, что их всех неправильные цвета портят настолько, что стыдно на людях показаться?
Ладно, не будем больше ерничать. Давайте поговорим серьезно. И попробуем представить себе, может ли действительно как-то помочь теория цветотипов. Например, если девушка, обычная девушка, не очень хорошо знакомая с реалиями моды, пойдет в магазин с веером в руках, упростится ли для нее задача? Боюсь, что нет. Потому что кроме цвета, для успешного выбора нужно знать и понимать еще очень много всего. Фактура ткани, ее плотность, толщина, фасоны, посадка по фигуре, характер вещи, ее соответствие ситуации, навыки выбора – зацикливаясь на цвете – можно упустить много других не менее, а скорее и более важных факторов.
Очень часто говорят, что теория цветотипов хороша для начинающих. Когда ничего не знаешь о стиле, хорошо бы иметь перед глазами какой-то ориентир. Что-то очень простое и понятное. С этим утверждением я не спорю. Но, когда я наблюдаю многочисленные споры и обилие предлагаемых услуг по определению цветотипа, у меня не могут не зародиться сомнения. Появившись, как простой и понятный инструмент самостоятельной работы с внешностью, цветотипы себя не оправдали. Если причислить себя к одному из типов так просто, то зачем нужна помощь со стороны? Больше того, я подозреваю, что тут действует некое подобие замкнутого круга: определив цветотип самостоятельно, новичок (назовем нашу гипотетическую девушку так) идет в магазин. Выбирает вещи «своих» цветов, но, будем реалистами, этого критерия явно недостаточно, чтобы выбрать то, что нужно. Но теория цветотипов категорична и звучит отовсюду: вы обязаны знать «свои» цвета, иначе никакого стиля не будет! Какой вывод сделает наша девушка? Что она неправильно определила свой «сезон». Поэтому она попробует обратиться за помощью к специализирующимся на этом людям. И ее определят… и снова по кругу. Не это ли явление мы наблюдаем в многочисленных интернет-дискуссиях: «Определите меня!»
На самом деле этот вопрос ставит под сомнение вообще всю систему. Предполагается, что «весне» не идет черный. Хорошо, пусть так. Но речь ведь только небольшом участке у лица, так? Получается, что совершенно неважно, какого цвета будет юбка, брюки, перчатки, обувь? Речь только о топах, блузках и платьях? Ради них весь этот сыр-бор? Такая масштабная, всеохватывающая система, которая полагается чуть не фундаментальной в «теории стиля» – и только о топах? А если вспомнить о шарфах, с помощью которых можно убрать нежелательный цвет от лица, то и вовсе окажется, что можно покупать что угодно. А когда я начинаю развивать мысль дальше, у меня и вовсе ум за разум заходит. Что делать с принтами? С полосками? Клеткой? Многоцветностью? Color blocks? Представляете себе, как было бы сложно выбирать одежду, если бы мы дословно следовали теории – только эти цвета, только такие. Ах да, не забыть бы еще – если «весне» идут только теплые тона, то холодных ей уже не видать. Получается, что основной смысл теории цветотипов – не свобода, но ограничение, рамки. Жесткие, бескомпромиссные. Но ведь там, где начинаются рамки, нельзя говорить о стиле, как о самовыражении. То есть, стиль и цветотипы – понятия несовместимые?
Давайте посмотрим правде в глаза. Если теория, созданная для того, чтобы что-то упростить, на деле всех запутывает, если даже специалисты, практикующие ее много лет, частенько расходятся во мнениях, если сама теория плодит многочисленные ответвления и подсистемы, если исключений больше, чем подходящих под правило, если вопросов она порождает больше, чем ответов, то эта теория – не работает, она нежизнеспособна.
Автор: Анастасия Барбаш
©2010-2016 Stella Clar. All rights reserved.